Индивидуальная карта развития ребенка 2022

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
ДЕТСКИЙ САД № 7

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА

Фамилия

_____________

Имя

_____________

Отчество

_____________

Дата рождения _____________

Учебный год 2022-2023 группа №
Учебный год 2023-2024 группа №
Учебный год 2024-2025 группа №
Учебный год 2025-2026 группа №
Учебный год 2026-2027 группа №

г. Екатеринбург

I. Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит проблему педагогической диагностики в новом
контексте развития образовательной деятельности. Реализация принципов ФГОС, а именно поддержка разнообразия детства, личностноразвивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей, уважение личности ребенка, реализация Программы в формах, специфичных для детей данной возрастной группы, ориентирует педагога на индивидуализацию образовательной деятельности и предполагает ее построение на диагностической основе.
Данное пособие разработано на основе модели педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития ребенка, разработанной Ю.А. Афонькиной (Афонькина, Ю.А. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей. – Изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2020). Предложенные методики и диагностический инструментарий применимы ко всем
действующим образовательным программам дошкольного образования, так как их основу составляют определенные Стандартом образовательные
области и направления реализации.
Главная цель педагогической диагностики – получить оперативные данные о текущем реальном состоянии и тенденциях изменения объекта
диагностирования. Это не столько изучение детей, сколько раскрытие ресурсов образовательной деятельности и эффективности их использования в
конкретной дошкольной организации.
Задача педагогической диагностики – получить наиболее полную информацию об индивидуальных особенностях развития детей, на основании которой могут быть разработаны рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности.
Согласно ФГОС ДО, результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут быть использованы исключительно для решения следующих образовательных задач: во-первых, индивидуализации образования (в том числе поддержка ребенка, построение его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); во-вторых, оптимизации работы с группой детей.
Принципами педагогической диагностики выступают:
- принцип последовательности и преемственности, который проявляется в изучении ребенка на разных этапах его взросления, на основе чего
создается представление о целостной картине его индивидуального развития в период получения дошкольного образования;
- принцип доступности диагностических методик и процедур для применения образовательной деятельности без разрушения ее «естественной ткани взаимоотношений» педагога и ребенка;
- принцип прогностичности, предполагающий получение данных, раскрывающих «зону ближайшего развития» ребенка.
В качестве основного метода, наиболее органично вписывающегося в образовательную деятельность в условиях ДОО, является включенное
наблюдение, которое может дополняться педагогом изучением продуктов деятельности детей, свободными беседами с детьми, анкетированием и
интервьюированием родителей как экспертов в отношении и особенностей их ребенка.
Наблюдение осуществляется педагогом ежедневно, во всех образовательных ситуациях, попутно с выполнением иных профессиональных
функций. Подобное наблюдение за ребенком педагог осуществляет в естественно возникающих образовательных ситуациях: в группе, на прогулке,
во время прихода в детский сад и ухода из него. Обязательным условием успешного проведения педагогической диагностики является отсутствие
противопоставления повседневного педагогического общения с ребенком и диагностического общения.
Педагогическая диагностика проводится во всех возрастных группах 2 раза в год – в начале года и в конце.
Прежде чем наблюдать, необходимо изучить те показатели, которые характеризуют разные уровни эффективности педагогических воздействий по каждой образовательной области и ее содержательным направлениям. Мониторинговые показатели по всем образовательным областям подробно прописаны в прилагаемых методических рекомендациях по каждой возрастной группе.

При заполнении индивидуальной карты развития дошкольника используется четырехуровневая шкала оценок, где каждой уровневой оценке
соответствует качественная характеристика.
Оценка уровня развития (мониторинговые показатели) в целом имеют следующий вид:
НИЗШИЙ УРОВЕНЬ – все компоненты не развиты, ребенок не выполняет параметры оценки, помощь взрослого не принимает, 0 б;
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ – большинство компонентов недостаточно развиты, ребенок выполняет параметры оценки с ошибками, помощь взрослого не принимает, 1б;
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ – отдельные компоненты не развиты, но ребенок выполняет с помощью взрослого те параметры оценки, которые вызвали затруднения, 2б;
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ – соответствует возрасту, ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно, 3б.
Процедура педагогической диагностики.
1-й шаг. Педагоги совместно со специалистами (учитель-логопед, педагог-психолог, старший воспитатель) изучают показатели уровней эффективности педагогических воздействий по образовательным областям и направлениям их реализации. Данные показатели позволят составить педагогу схемы наблюдения за детьми.
2-й шаг. Педагоги, работающие в данной возрастной группе, коллегиально соотносят свои наблюдения и определяют уровень эффективности
педагогических воздействий по образовательным областям в отношении каждого ребенка. Составляют индивидуальные профили эффективности педагогических воздействий для каждого ребенка. Данные по группе детей систематизируют и отражают в таблицах аналитической справки.
3-й шаг. Разрабатываются рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности в направлении ее индивидуализации как с
конкретными детьми, так и с группой детей.
По желанию родителей (законных представителей) воспитанников данная карта может быть предоставлена ими в качестве портфолио ребенка
при поступлении в общеобразовательное учреждение (далее – ОУ), в целях получения специалистами ОУ полной информации о физиологических и
интеллектуальных особенностях ребенка, посещавшего дошкольное учреждение, об уровне освоения им ОП ДО и сформированности интегративных
качеств.

II. Общие сведения
Диагностируемые параметры

2022-2023 уч. год

2023-2024 уч. год

2024-2025 уч. год

Группа здоровья
Нарушения осанки
Нарушения зрения
Плоскостопие
Группа роста и мебели
Индивидуальные особенности
ребенка
Ведущая рука
Другое
III. ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА
Самооценка1
Волевые качества2
Темперамент3
IV. ОБЩЕНИЕ4
Ведущие мотивы общения со
взрослыми
Ведущие мотивы общения со
сверстниками
Статус в группе5

Самооценка: адекватная; завышенная; заниженная
Волевые качества: самостоятельность, организованность, целенаправленность, настойчивость, дисциплинированность.
3
Темперамент: сангвиник, флегматик, меланхолик, холерик.
4
Общение: познавательные, деловые, личностные.
5
Статус в группе: популярные, лидеры, предпочитаемые, пренебрегаемые, изолированные.
1
2

2025-2026 уч. год

2026-2027 уч. год

V. Мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения ООП ДО
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

№
1
2
3
4

5

6
7

Критерии и параметры
отслеживания
Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности
Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками
Становление самостоятельности, целенаправленности и
саморегуляции собственных действий
Развитие социального и эмоционального интеллекта,
эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками
Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации
Формирование позитивных установок к различным видам
труда и творчества
Формирование основ безопасного поведения в быту, в
социуме, природе
Итоговый показатель

Первая
младшая
группа
н.г.
к.г.

Вторая
младшая
группа
н.г.
к.г.

Средняя
группа
н.г.

к.г.

Старшая
группа
н.г.

к.г.

Подготовительная
группа
н.г.

к.г.

Образовательная область «Познавательное развитие»

№
1
2
3
4
5

6

7

Критерии и параметры
отслеживания
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации
Формирование познавательных действий, становление
сознания
Развитие воображения и творческой активности
Формирование первичных представлений о себе, о других людях
Формирование первичных представлений об объектах
окружающего мира, свойствах и отношениях объектов
окружающего мира
Формирование первичных представлений о малой родине
и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, многообразии стран и народов мира
Формирование первичных представлений об особенностях природы
Итоговый показатель

Первая
младшая
группа
н.г.
к.г.

Вторая
младшая
группа
н.г.
к.г.

Средняя
группа
н.г.

к.г.

Старшая
группа
н.г.

к.г.

Подготовительная
группа
н.г.

к.г.

Образовательная область «Речевое развитие»

№
1
2
3
4
5
6

7

Критерии и параметры
отслеживания
Владение речью как средством общения и культуры
Обогащение активного словаря
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
Развитие речевого творчества
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
Знакомство с книжной культурой, детской литературой,
понимание на слух текстов различных жанров детской
литературы
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
Итоговый показатель

Первая
младшая
группа
н.г.
к.г.

Вторая
младшая
группа
н.г.
к.г.

Средняя
группа
н.г.

к.г.

Старшая
группа
н.г.

к.г.

Подготовительная
группа
н.г.

к.г.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

№
1
2
3
4
5
6
7

Критерии и параметры
отслеживания
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы
Становление эстетического отношения к окружающему
миру
Формирование элементарных представлений о видах искусства
Восприятие музыки
Восприятие художественной литературы, фольклора
Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений
Реализация самостоятельной творческой деятельности
Итоговый показатель

Первая
младшая
группа
н.г.
к.г.

Вторая
младшая
группа
н.г.
к.г.

Средняя
группа
н.г.

к.г.

Старшая
группа
н.г.

к.г.

Подготовительная
группа
н.г.

к.г.

Образовательная область «Физическое развитие»

№
1

2

3

4

5

6
7

Критерии и параметры
отслеживания
Приобретение опыта в двигательной деятельности, связанной с выполнением упражнений, направленных на
развитие таких физических качеств, как координация и
гибкость
Приобретение опыта в двигательной деятельности, способствующей правильному формированию опорнодвигательной системы организма, развитию равновесия,
координации движения
Приобретение опыта в двигательной деятельности, способствующей развитию крупной и мелкой моторики обеих рук
Приобретение опыта в двигательной деятельности, связанной с правильным, не наносящим ущерба организму
выполнением основных движений
Формирование начальных представлений о некоторых
видах спорта, овладение подвижными играми с правилами
Становление целенаправленности и саморегуляции в
двигательной сфере
Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами
Итоговый показатель

Первая
младшая
группа
н.г.
к.г.

Вторая младшая группа
н.г.

к.г.

Средняя
группа
н.г.

к.г.

Старшая
группа
н.г.

к.г.

Подготовительная
группа
н.г.

к.г.

VI. Смотры, конкурсы, фестивали, проекты
Дата

Название мероприятия

Результат

VII. Психолого-педагогические консилиумы
Дата

Экспертное заключение специалистов
(выявленные проблемы)

Решение


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».