Задачи образовательных областей 1. Развитие первоначальных представлений социального характера. 2. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. 3. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. 4. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания. 5. Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и к сообществу детей и взрослых в Организации. 6. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе. Развивающая среда Пространственная Предметная Социально-коммуникативное развитие Центр сюжетноКуклы – «мальчики» и «девочки», в одежде ролевых игр представителей разных профессий Комплекты одежды для кукол по сезонам, комплекты постельных принадлежностей для кукол Кукольная мебель (маленького размера) Набор для кухни (плита, мойка, стиральная машина, холодильник) Коляски для кукол Атрибуты для сюжетно-ролевых игр («Дочки-матери», «В поликлинике», «Моряки», «Автобус» и т.д.) Предметы-заместители для сюжетно-ролевых игр Атрибуты для ряженья (шляпы, сумки, шарфы, портфели, жилетки и т.д.) Элементы костюмов сказочных героев, маски животных Эмблемы с изображениями любимых литературных персонажей для игр – драматизаций Машины разной величины Набор доктора Набор парикмахера Наборы овощей, фруктов, выпечки, продуктов Наборы посуды для кукол Стойка-стол «Мастерская» Тележка для супермаркета Игровая стенка «Домик», «Гусеница», «Кухня», «Парикмахерская» Набор инструментов для мальчиков Центр безопасности Дорожка «Зебра» Жезл регулировщика Жилет инспектора ПДД Паркинг, светофор Набор дорожных знаков Машины разного назначения Настольно-печатные игры Коврик по правилам дорожного движения Набор «Пожарная часть» Игровая стенка «Автомастерская» Паркинг Художественная литература со стихами и рассказами по безопасности, правилам дорожного движения, правилам поведения в быту и на улице Картинки и плакаты по безопасности 2 1. Формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности. 2. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. Познавательное развитие Центр науки и естеРастения, требующие разных способов ухода, ствознания (природы) с учетом возраста детей Оборудование для ухода за растениями: передники, лейки, палочки для рыхления, тряпочки, пульверизатор и т.д. Календарь наблюдений за состоянием погоды, за растениями, животными Литература природоведческого содержания (по изучаемой и изученной теме) Картотеки: а) растения, имеющиеся в центре природы (информация познавательного, занимательного характера, стихи); б) растения ближайшего окружения (на участке); в) птицы, звери (нашей полосы, жарких стран, северных широт) Настольно-печатные, дидактические игры природоведческого содержания Природный материал, материал для составления икебаны Альбомы для рассматривания по сезонам Глобусы, карты Урала, России, мира Макеты природных зон, гор и т.д. Набор домашних животных Набор диких животных Набор рыб Набор насекомых Набор животных Арктики и Антарктики Набор земноводных, рептилий Игра «Кто где живет?» Модель Солнечной системы Математический Логико-математические игры типа «Сложи центр узор», «Кубики для всех», «Сложи квадрат», «Соты», «Крестики», «Найди пару», «Составь картинку», «Найди и назови», «Шнурзатейник», «Кораблик Плюх-плюх», блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, «Дроби», «Копилка цифр», «Прозрачный квадрат», «Геоконт-конструктор», «Уникуб», «Кубики для всех», «Логические кубики» и др. Пазлы Картинки-задания типа «Найди отличие», «Чем похожи» Трафареты-обводки (геометрические фигуры) Счетный материал, счеты, счетные палочки Комплекты цифр, математических знаков, геометрических фигур для магнитной доски и коврографа Схемы и планы, лабиринты, ребусы Дидактические лото и домино Учебные приборы (весы, часы, песочные часы, линейки, сантиметр, ростомер для детей и 3 Исследовательский центр Центр патриотического воспитания Центр настольных игр кукол) «Волшебные часы» (части суток, дни недели, месяцы, времена года) Таблицы, схемы, чертежи, пооперационные карты самостоятельной творческой деятельности детей Наборы объемных геометрических фигур Игры-головоломки «Танграм», «Пентамино», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Баклуши», деревянный «Тетрис» и др. Развивающая система «Соты кайе» Логическая мозаика Дидактические игры «Подбери ключ к замку», «Найди соседей», «Торопись да не ошибись» и др. Математические тетради Мозаики, пазлы из 48 – 120 деталей Ребусы, кроссворды, загадки-шутки Песочные часы Набор «Исследователь природы» (с увеличительной лупой) Набор пробирок на подставке Набор «Маленькие исследователи» (емкости различного объема, пинцеты) Воронки Набор чашек и пинцетов для сортировки Материал для экспериментирования: шишки, семена, крупы, ракушки и пр. Лупы Коллекция минералов и камней Набор для опытов с водой Микроскоп Палочки пластиковые, ложечки, лопатки Природный материал (листья, крупы, ракушки и пр.) Увеличительная шкатулка Набор «Патриот» (бронетранспортеры, пушка, грузовик с пушкой, солдатики) Демонстрационный материал «Государственные символы Российской Федерации» Наглядно-дидактическое пособие «Народы мира» Плакат «Символика Российской Федерации» Куклы в народных костюмах Флажки с изображением символики Российской Федерации Настольно-печатные игры различного вида Различные дидактические игры Домино Пазлы деревянные различной тематики Пазлы бумажные различной тематики 4 1. Обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. 2. Развитие речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. 3. Знакомство с книжной куль- Игры-ходилки Мозаика крупная, средняя и мелкая Магнитная мозаика Игры на развитие логического мышления Шахматы, шашки Игры-головоломки Набор из фетра «Паровозики», «Эмоции», «Одежда по цветам», «Зоопарк», «Одежда для девочки», «Подводный мир» с игровым полем Литературный центр Занимательные книжки с математическим содержанием (стихи, загадки) Занимательные журналы «Веселые картинки», «Мурзилка» и др. Стихи, рассказы, знакомящие детей с историей страны, с ее сегодняшней жизнью Книги о жизни природы, о животных, растениях (хорошо иллюстрированные) страны, края Альбомы для зарисовки придуманных фигур для игр-головоломок Трафареты и обводки Метеоплощадка Метеобудка Прибор Барометр Прибор Гигрометр Прибор Компас Прибор Термометр Флюгер с красочным петушком Ветровой рукав Замок на метеобудку Программа Метеонаблюдений на весь год «Юные синоптики» Дневник наблюдений за погодой Речевое развитие Кабинет учителяАртикуляционные профили в графическом логопеда изображении Картотека пальчиковой гимнастики Картотека упражнений для развития общей моторики, мелкой моторики пальцев рук, артикуляционной моторики Условные обозначения для артикуляционной гимнастики Шнуровки, массажные мячи Предметные картинки для автоматизации звуков в речи Мнеморисунки для пересказа текста Карточки – схемы для звукового анализа, буквы Пособия по словоизменению, словообразованию; графические обозначения предлогов Картинки для составления рассказов Схемы для составления описательных расска5 турой, детской литературой, понимание на слух текстов Центр грамотности и различных жан- письма ров детской литературы. 4. Формирование звуковой аналитикосинтетической активности как предпосылки обучения грамоте. зов (овощи, фрукты, игрушки, одежда и пр.), сюжетные картинки по разным лексическим темам Комплекты предметных картинок для уточнения произношения гласных, губных, переднеязычных, заднеязычных звуков Предметные картинки для автоматизации звуков Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза (разноцветные фишки, магниты, светофоры) Магнитные буквы Дидактические игры («Логопедическое лото», «Читаем и составляем слова», «Развиваем речь») Карточки с изображением букв Детская азбука Литературный центр Сказки или сказочные произведения Издания тех произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях Юмористические книги с иллюстрациями (Н. Носов, С. Маршак, В. Драгунский, Э. Успенский и др.) Книги, которые дети приносят из дома Игрушки и предметные картинки для уточнения произношения в звукоподражаниях Игрушки и пособия для воспитания правильного физиологического дыхания (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки) Цветовые сигналы разных цветов Игры для формирования грамматического строя речи (лото «Один и много», «Большой и маленький», игры «Чего не стало», «Чей детеныш?» и др.) Справочная и познавательная литература 2-3 постоянно сменяемых детских журнала Энциклопедии Книжки-раскраски, книжки – самоделки Аудио и CD–диски для прослушивания (произведения по программе и любимые детьми произведения) Книги, знакомящие с произведениями поэтов и писателей разных стран Книги, знакомящие с произведениями поэтов и писателей России Книги, знакомящие с русским фольклором и фольклором народов мира (песенки, заклички, сказки, потешки) Художественно-эстетическое развитие 1. Развитие Музыкальный зал (муПианино, музыкальный центр предпосылок зыкально-спортивный Телевизор ценностнозал) Барабаны, ложки, бубен, колокольчик 6 смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира Природы. 2. Формирование элементарных представлений о видах искусства. 3. Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора. 4. Развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку. 5. Стимулирование сопереживания персонажам художе- Центр художественноственных произ- го творчества ведений. 6. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивномодельной, музыкальной и др.). Металлофон, пианино детское, ксилофон Румба, маракасы, кастаньеты, трещетка Музыкальный треугольник, колотушка Игрушки-самоделки (не озвученные): гармошка, балалайка Музыкальный молоточек Органчики, магнитофон Аудио кассеты, CD –диски (песенки, музыкальные сказки, программный материал, «голоса природы») Лесенка из 5-8-ми ступенек Портреты композиторов Картинки с изображением музыкальных инструментов Зеркальный шар, куклы ростовые Костюмы для взрослых (волк, лиса, Дед Мороз, Снегурочка) Звуковая книжка (звуковые картинки) Дидактические игры и упражнения «Музыкальное лото», «Музыкальный телефон», «Музыкальный будильник», «Сколько нас поет?», «Что делают дети» и др. «Музыкальная шкатулка» – подборка аудиокассет с разнообразными мелодиями (не только привычные детские песенки, но и народные) Атрибуты к играм, пляскам, инсценировкам, сказкам, костюмы детские, маски-шапочки Восковые и акварельные мелки Цветной мел Гуашевые, акварельные краски Фломастеры, цветные карандаши Пластилин, глина, соленое тесто Цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки, ткани, нитки, ленты, самоклеящаяся пленка, старые открытки, природные материалы, проспекты, плакаты, клей и другие материалы, необходимые для изготовления детьми поделок Контейнер с бусинками, контейнер с бисером Мотки проволоки и лески разного сечения Рулон простых обоев Палочки, кисти, стеки, ножницы Трафареты, клеше, печатки по изучаемым темам Пооперационные карты выполнения поделок Белая и цветная ткань для вышивания, пяльцы, мулине и цветная шерсть Образцы декоративно-прикладного искусства (по возрасту и по программе), иллюстрации и альбомы по данной теме для рассматривания Уборочный инвентарь 7 Музыкальный центр Центр театрализованной игры Центр конструирования Центр мелкой моторики Изделия художественного народного творчества (дымковская, филимоновская игрушки) Игрушки народной росписи (гжельская, хохломская) Набор «Шестиколор» Музыкальные инструменты (бубны, барабан, ксилофон, треугольник, кастаньеты, колокольчики) Гитара, гармошка (не озвученные игрушки) Дудочка, трубочка Ширма (настольная, напольная) Наборы кукол для театра (пальчиковый, биба-бо, перчаточный, теневой) Маски сказочных героев и животных Карнавальные маски Костюмы и головные уборы для ряжения Деревянные конструкторы «Городок», «Престиж», «Паровоз», «Геометрические формы» Пластиковые конструкторы «ВинтикШпунтик», «Юный конструктор», Блоки игровые «Ежик», «Лего», «ТИКО», «Bauer», «Разноцветные молекулы», «ARTEC» Магнитные конструкторы «Магнитоформы» Строительный конструктор с блоками среднего и маленького размера Тематические наборы «Город», «Мосты» и т.д. Небольшие игрушки для обыгрывания построек Макеты: железной дороги, горный серпантин, гараж и т.д. Транспорт: специальный транспорт (скорая помощь, пожарная машина и т.д.); строительная техника (бульдозер, экскаватор и т.д.); сельскохозяйственная техника (тракторы, комбайн) Игра «Перекресток», модель светофора, макеты знаков дорожного движения Простейшие машины легковые и грузовые Простейшие схемы построек и «алгоритмы» их выполнения, закрепляемые на ковролиновой основе Фотоальбомы с постройками детей Шнуровки различных видов и тематики Бусины для нанизывания бус и украшений Игры с прищепками, резиночками Игры с различными видами застежек Игры с перекладыванием мелких предметов (пуговицы, монеты, декоративные элементы, шарики и пр.) Контейнер с кинетическим песком Контейнер с фасолью и горохом для переби8 1. Развитие физических качеств. 2. Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями). 3. Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. 4. Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами. 5. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. 6. Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами. рания Шнуровальный планшет Физическое развитие Спортивная площадка Скамья на металлических ножках Гимнастический городок Гимнастический городок «Мостики» Спираль горизонтальная Детский спортивный комплекс Турник детский Беговая песчаная дорожка Физкультурный зал Балансир, батут детский (музыкальноБревно гимнастическое спортивный зал) Бубен Дорожки: змейка, тактильные Канат, кегли Коврики гимнастические Корзины для хранения спортинвентаря Маты гимнастические Мешочки с грузом Мягкие модули Мячи резиновые разного диаметра Мячи шипованные, массажные Обручи разного диаметра Палки гимнастические, скакалки Резиновые следочки-ладошки Скамейка гимнастическая Стойка для спортивного инвентаря Тоннель игровой «Обезьянка» Универсальный спортивный набор Фитболы, фишки – разметки Шведская стенка Кубики маленькие и средние Короткие и длинные (3 м) скакалки Мячи всех размеров Обручи Модульные конструкции для подлезания, перелезания, пролезания Спортивный комплекс «Тропа здоровья» (ребристый мостик, «водопад», балансир, ребристая доска, кубы разной высоты, качающаяся доска) «Морские камушки» пластмассовые Шагоход Штанга детская игровая пластмассовая Игра «Мини-гольф» Гантели Участки для прогулок Ребристые и массажные дорожки Скамья «Барашек» Песочницы с крышкой Качалка-пружина Машинки металлодеревянные Брёвна-бумы 9 Игровое оборудование для лазанья: Елочка, Вертолёт, Динозаврик Спортивные игры и игровое оборудование для улицы (бадминтон, городки, летающая тарелка) Медицинский блок Медицинское оборудование Лекарственные средства, материалы и препараты для оказания медицинской помощи и медицинских услуг Градусники, деревянные палочки, тонометр, фонендоскоп Необходимая документация на воспитанников Центр здоровьесбереАтрибуты для подвижных игр жения в пространстве Шнуры длинные (тонкие канаты), веревки групповой комнаты Массажные коврики и ребристые дорожки Нетрадиционное спортивное оборудование (детские эспандеры, кегли, мячи-сокс, гантельки и т.д.) Кольцеброс, кегли Гимнастические палки Ленты разных цветов на кольцах Флажки разных цветов Мишени на ковролиновой основе с набором мячиков на «липучке» (дартс) Мячи, обручи, скакалки Литературный центр Книги, альбомы по валеологии, гигиене, основам безопасности жизнедеятельности Альбомы о видах спорта (по сезону), знаменитых спортсменах Книги, энциклопедии, альбомы о красоте физически развитого человека Дидактические игры о спорте, основам безопасности жизнедеятельности Альбомы о видах спорта (по сезону), знаменитых спортсменах Иллюстрации, картинки по гигиене Плакаты «Что мы делаем в разное время», «Сидим правильно» (режимные моменты, культурно-гигиенические навыки) Сборники с потешками, стихами о культурногигиенических навыках Место для отдыха Мягкая мебель (диван, кресло) (уголок уединения) Столик Шатер (шторы) Художественная литература Детские подушки или покрывала Аудиозаписи со спокойной музыкой 10