Развивайка программа

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Верх-Исетского района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад № 7
620109, г. Екатеринбург, ул. Металлургов 8 а, тел. (343) 231-48-82, e-mail: mdou7@eduekb.ru

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Развивай-ка»
для детей 5-7 лет
Срок реализации: 2 года

Автор составитель: Замятина Марина Александровна,
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2022

Содержание
Целевой раздел

3

1.1. Пояснительная записка

3

I

Цели и задачи реализации Программы

4

Принципы и подходы к формированию Программы

5

Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей
развития детей дошкольного возраста
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
II

Содержательный раздел

6
8
9

2.1. Описание образовательной деятельности

9

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы

15

2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

16

III

Организационный раздел

15
17

3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

17

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды

18

3.3. Кадровые условия реализации Программы

19

3.4. Материально-техническое обеспечение Программы

20

Перечень литературных источников

21

Приложение 1. Перспективно-тематическое планирование занятий в старшей группе

22

Приложение 2. Перспективно-тематическое планирование занятий в подготовительной 25
группе

2

I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Подготовка детей к школе – задача комплексная, многогранная, охватывающая все
сферы жизни ребенка. При её решении принято выделять ряд аспектов. Во-первых, продолжающееся развитие личности ребёнка и его познавательных процессов, лежащих в основе успешной учебной деятельности в будущем, и, во-вторых, необходимость обучения
начальным школьным умениям и навыкам, таким, как элементы письма, чтения, счёта.
Первый аспект, отражает психологическую готовность к школе. Исследования показали, что далеко не все дети к моменту поступления в школу достигают того уровня
психологической зрелости, который позволил бы им успешно перейти к систематическому школьному обучению. У таких детей, как правило, отсутствует учебная мотивация,
низкий уровень произвольности внимания и памяти, отмечается неразвитость словеснологического мышления, неправильное формирование способов учебной работы, отсутствует ориентировка на способ действия, слабое владение операциональными навыками,
низкий уровень развития самоконтроля, отмечается неразвитость тонкой моторики и слабое речевое развитие.
Проводя исследования психологической готовности, учёные, с одной стороны,
определяют требования школы, предъявляемые ребенку, а с другой, исследуют новообразования и изменения в психике ребенка, которые наблюдаются к концу дошкольного возраста. Так, например, Л. И. Божович отмечает: «...беспечное времяпрепровождение дошкольника сменяется жизнью, полной забот и ответственности, – он должен ходить в
школу, заниматься теми предметами, которые определены школьной программой, делать
на уроке то, что требует учитель; он должен неукоснительно следовать школьному режиму, подчиняться школьным правилам поведения, добиваться хорошего усвоения положенных по программе знаний и навыков». Учителей волнуют вопросы, как обучать без
принуждения, как у них развивать устойчивый интерес к знаниям и потребность к самостоятельному поиску, как сделать учение радостным. А.С. Макаренко писал, и американский учёный-психолог Блюм утверждает, что основные характерологические черты личности складываются до 5–7-летнего возраста (до 70%). Именно в этот период игровая деятельность помогает так организовать учебный процесс (как отмечают психологи), что
дает возможность раскрыть сущностные силы растущего человека, сформировать ядро
личности. Все, что осваивает человек в этом возрасте, остается на всю жизнь.
Известный психолог Л.С. Выготский считал, что обучение должно идти впереди
развития. «Правильно организованное обучение должно вести за собой развитие ребёнка».
Он писал, что педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день
детского развития. «Развитие именно из сотрудничества, что помогает раскрыться имеющимся у ребенка потенциальным возможностям, воспитывает у него веру в свои силы».
Не все родители обеспокоены проблемами подготовки детей к обучению: в школу
приходят дети, не подготовленные даже на уровне элементарной информированности об
окружающем мире. У них не развиты психические функции, такие как интеллектуальная,
моторная, эмоционально-волевая, что делает процесс дальнейшего обучения таких детей
сложным, а иногда и не возможным.
Учебная деятельность предъявляет высокие требования к психике ребенка – мышлению, восприятию, вниманию, памяти.
3

Для того, чтобы вчерашний дошкольник мог безболезненно включиться в новые
для него отношения и новый (учебный) вид деятельности необходимы условия успешного
вступления в школьную жизнь. В сложившейся ситуации появилась необходимость создания Программы, которая дает возможность подготовить детей к школе. Занятия с будущими первоклассниками позволяют им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой и продолжить обучение.
Цели и задачи реализации Программы
Цель: успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным
условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной
ступени на другую.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.
2. Формировать систему знаний, умений, навыков по основам математики.
3. Формировать умения самостоятельно решать простейшие задачи в процессе обучения (выбор способа решения, планирование предстоящих действий, самоконтроль, умение применять полученные знания в решении других задач).
4. Формировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
Развивающие:
1.
Развивать наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление, формировать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
2. Развивать внимание, память, расширять сенсорный опыт.
3. Развивать фантазию, воображение, творческие способности.
4. Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
5. Формировать основные способы деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности – игре, общении, познавательноисследовательской деятельности, конструировании и др.
6. Развивать крупную и мелкую моторику.
Воспитательные:
1. Воспитывать положительное отношение к миру, к разным видам труда, другим
людям и самому себе, чувства собственного достоинства.
3. Вырабатывать умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
4. Формировать умения разрешать конфликты, договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя.
Программа подготовки
щим направлениям:

дошкольников

к

школе

идет

по

следую-

4

1. Развитие внимания и памяти.
2. Развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи.
3. Овладение элементарными знаниями, умениями и навыками по математике и
обучению грамоте.
4. Развитие умственных способностей.
5. Развитие социально-психологической готовности к школе (умение общаться,
слушать учителя и товарища, действовать совместно с другими).
6. Развитие волевой готовности ребенка.
Принципы и подходы к формированию Программы
Принципы:
Общепедагогические
принципы,
обусловленные
единством
учебновоспитательного пространства:
принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого
к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с
постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;
принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;
принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач развития
детей с учетом «природы» детей – возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
Кроме того, Программа имеет в своей основе также следующие принципы:
• принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
• принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
• принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
• принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
• принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
• принцип постепенности подачи учебного материала.
Подходы:
В основе содержания ООП ДО лежат следующие подходы в развитии ребёнка:
- культурно-исторический (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н.
Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.);
- деятельностный (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.);
- комплексный;
- личностный (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, В.
А. Петровский и др.).
5

Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей
развития детей дошкольного возраста
Программа рассчитана на 2 года обучения дошкольников: 5-6 лет, 6-7 лет.
В группе занятия проводятся с сентября по май включительно.
Основная форма работы – обучающие и развивающие занятия в группах и подгруппах, а также индивидуальные занятия.
Число занимающихся детей в каждой группе (подгруппе) в среднем – 15 человек.
Дополнительная форма работы – консультация педагога с родителями и детьми.
Принимаются все желающие дети с 5-летнего возраста (без ограничений и независимо от
наличия у них природных и специальных физических данных).
В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями СанПин дополнительные занятия в детском саду рекомендуется проводить:
- для детей 5-6 лет не более 2 раза в неделю продолжительностью 25 минут каждое;
- для детей 6-7 лет не более 2 раза в неделю продолжительностью 30 минут каждое.
Программа включает работу по группам, коллективную, самостоятельную деятельность и индивидуальные занятия.
Все занятия проводятся на основе разработанных конспектов в занимательной игровой форме, что не утомляет маленького ребёнка и способствует лучшему запоминанию
понятий. Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность
ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач.
В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать
правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение,
обобщение).
Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса, т.е. не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить новое.
Занятия проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей. Строятся на основе индивидуально-дифференцированного подхода к детям.
Возрастные особенности воспитанников
От 5 до 6 лет
Возраст 5–6 лет – это старший дошкольный возраст. Он является очень важным
возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной.
В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно
доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с
окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно
научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно,
доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом.
6

Этот период называют сензитивным, т.е. наиболее благоприятным для развития
всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения.
Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.
Хорошо в этом возрасте играть с ребенком в словесные игры, так как ребенок уже
использует в своей речи синонимы, антонимы, различает гласные и согласные, может
определить количество слогов в словах, место звука в слове (начало, середина, конец слова). Ниже предложены некоторые из таких игр.
Конструктор хорошо развивает логическое мышление. Здесь важным моментом является складывание по схеме – образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму,
величину.
Развивают все анализаторы – зрительные, логические, словесные – различные логические таблицы.
Например, игра «Четвертый лишний» – на картинках изображены различные предметы. Из четырех предметов один – лишний. Ребенок должен подумать и выбрать этот
лишний предмет и сказать, почему он лишний.
«Разложи по порядку». Предлагается ряд иллюстраций, связанных одной темой, но
разложенных неверно. Ребенок должен определить, какая из иллюстраций изображает
произошедшее раньше или позже – то есть разложить по порядку. Здесь ребенок должен
увидеть последовательность, проследить логическую закономерность и обосновать.
В пятилетнем возрасте активно развиваются познавательная и интеллектуальная
сферы. И чем лучше развиты внимание, восприятие, мышление, память, воображение, тем
лучше и быстрее развивается ребенок, тем лучше он готов к школе.
От 6 до 7 лет
Каждый момент жизни вашего ребенка в дошкольном возрасте – это прекрасные
минуты познания, становления личности, развития. В детской психологии принято считать, что этот возраст лет является переходным этапом в осознании своего места в обществе, взрослении, перехода к новому этапу – школе. Сейчас дети вступают в школьный
возраст намного раньше – с 6, и даже 5-летнего возраста, постепенно входя в
ритм школьной жизни, занятий, общественных обязанностей. У детей этот момент связан
с положительными эмоциями, которые должны воспитать и привить родители – новая
роль, новое направление деятельности, новые поручения. Но если не отнестись к этому
внимательно, не помочь ребенку советом и собственным примером, школа станет тяжелым испытанием для родителей и детей.
В возрасте 6–7 лет ребенок осознанно познает мир. Детей нужно готовить к школе
в первую очередь психологически. Это тот период, когда старые привычки и дела отходят
в сторону, а новые еще не усвоились в сознании малыша. Любимые конструкторы уже
надоели, игры со сверстниками становятся однотипными, ваш ребёнок все больше задает
разного рода вопросы – происходит переоценка ценностей: что было раньше главным уже
отходит на второй план. Вместе с детской непосредственностью и непоседливостью
у детей в возрасте 6–7 лет появляются логика, связность в размышлениях и умозаключениях. С ребенком должны быть доверительные и уважительные отношения.

7

1.2. Планируемые результаты освоения Программы
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения
обучающимися следующих планируемых результатов:
Показатели развития для детей от 5 до 6 лет
 распознает звук в словах;
 отвечает на вопросы воспитателя по содержанию, делать элементарные выводы;
 участвует в коллективных разговорах;
 использует принятые нормы вежливого речевого общения;
 различает геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по
цвету, по размеру;
 считает от 0 до 10 и в обратном направлении;
 считает от 10 до 20;
 определяет количество предметов в пределах 10, соотносит количество с
цифрами;
 ориентируется в пространстве;
 ориентируется в тетради в клетку;
 выполняет элементарные рисунки на клетчатой бумаге;
 выполняет элементарный орнамент в полосе;
 определяет место звука в слове: в начале, в середине, в конце;
 соотносит звук и букву;
 находит знакомые слова, начинающиеся с заданного звука.
Показатели развития для детей от 6 до 7 лет
 считает до 100 десятками, до 20 единицами;
 рисует цифры, запоминая изображение и соответствующее ему количество
предметов;
 умеет пользоваться простыми вычислительными операциям (сложение, вычитание);
 находит простые и сложные фигуры в окружающих предметах;
 различает гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
 читает по слогам;
 выделяет первый звук в слове, менять по просьбе слово, убирая из него названный звук;
 решает математические задачи;
 решает логические задачи, придумывает собственные задания;
 устанавливает количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и
обратном направлении;
 использует основные правила построения линейного орнамента;
 знает буквы русского алфавита;
 пишет буквы русского алфавита в клетке;
 понимает и использует в речи термин «Буква» и «Звук»;
 различает гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;
8

 проводит звуковой анализ слова;
 составляет предложения из двух, трех, четырех слов, анализирует его.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности
В соответствии с ФГОС ДО познавательное развитие предполагает:
• развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
• формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
• формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете,
размере, материале, ритме, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени,
движении и покое, причинах и следствиях и др.).
Участвуя в повседневной жизни, наблюдая за взрослыми, ребёнок развивает математические способности и получает первоначальные математические представления.
Благодаря освоению математического содержания окружающего мира в дошкольном возрасте у большинства детей развиваются предпосылки успешного обучения в школе и дальнейшего изучения математики на протяжении всей жизни. Для этого важно, чтобы освоение математического содержания на ранних ступенях образования сопровождалось позитивными эмоциями – радостью и удовольствием.
Предлагая детям математическое содержание, нужно также иметь в виду, что их
индивидуальные возможности и предпочтения будут различными, и поэтому освоение
детьми математического содержания носит сугубо индивидуальный характер.
В соответствии с принципом интеграции образовательных областей программа
предполагает взаимосвязь математического содержания с другими разделами программы.
Особенно тесно математическое развитие в дошкольном возрасте связано с социальнокоммуникативным и речевым развитием.
В соответствии с ФГОС ДО речевое развитие включает:
• владение речью как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря;
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической
речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки
обучения грамоте.
Этапы реализации программы
Этапы отличаются по целям, задачам, организации, содержанию, методике обучения, возрастному цензу, степени индивидуализации подходов и совпадают с годичными
циклами воспитательно-образовательного процесса.
Первый этап (подготовительный)
9

(1-й год обучения, старшая группа 5-6 лет, старший дошкольный возраст)
Подготовительный этап обучения
Цель этапа: формирование основ для дальнейшего овладения детьми грамотой
(чтением и письмом) и элементарных математических преставлений.
Задачи этапа:
 формировать фонематическое восприятие (способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы);
 учить правильно произносить все звуки родного языка;
 развивать элементарные навыки звукового анализа (определение порядка слогов
и звуков в слове; выделение основных качественных характеристик звука);
 учить считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными; соотносит запись чисел 1-10 с
количеством предметов;
 учить сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар,
при сравнении пользоваться знаками =, ≠, >, <, отвечать на вопрос: «На сколько больше?»;
сравнивать числа на основании знания свойств числового ряда;
 учить выражать словами местонахождение предмета относительно другого человека; умеет ориентироваться на листе бумаги.
Второй этап (основной)
(2-й год обучения, подготовительная группа 6-7 лет, старший дошкольный возраст)
Основной этап обучения
Цель этапа: формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма, а также математических представлений.
Задачи этапа:
 познакомить со всеми звуками и буквами русского языка.
 развивать звукобуквенный анализ слова;
 обучать чтению;
 формировать первоначальные навыки письма;
 учить называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее
числа;
 учить обозначать числа 1-100 с помощью цифр;
 учить определять на основе предметных действий состав чисел первого десятка;
 учить составлять простые (в одно действие) задачи по картинкам, отвечать на
вопросы: «Что в задаче известно?», «Что нужно найти?», решать задачи в пределах 10;
 учить пользоваться линейкой для измерения длины;
 учить ориентироваться на листе бумаги в клетку, ориентироваться в пространстве с помощью плана;
 учить решать задачи на логическое мышление.
Содержание образовательной деятельности
Содержание курса включает следующие разделы:
1. Обучение грамоте и письмо.
Цель: создание благоприятных условий для формирования
синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте.

аналитико-

10

Задачи:
Образовательные:
- закрепить правильное произношение всех звуков родного языка;
- учить составлять из слов и словосочетаний предложения.
Развивающие:
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать познавательные процессы: память, мышление, воображение;
- развивать умение слышать слоги в слове, делить двух-трех сложные слова с открытыми слогами;
- развивать умение делить короткие предложения на слова, определять количество
слов в предложении;
- развивать умения дифференцировать звуки в словах, определять позицию звука в
слове (первый и последний), производить звуковой (фонетический) анализ слова.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам;
- воспитывать у ребенка стремление к активной деятельности.
Согласно одному из принципов обучения грамоте, ребенка необходимо познакомить с моделированием слова, потому что анализировать неосязаемую звуковую форму
слова очень трудно. Под моделированием понимается воссоздание объекта в другом, не
натуральном материале, в результате чего в объекте выделяются такие стороны, которые
становятся предметом специального рассмотрения, изучения. С этой целью дети знакомятся с простейшим моделированием – слово можно обозначить в виде прямоугольника.
Предметом изучения являются звуки и буквы русского алфавита по общепринятым
группам (гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, одиночные согласные, Ъ и Ь).
Каждое занятие начинается с изучения звука: дети учатся выделять звук из слова,
уточняют его произношение, определяют место звука в слове. Звук представляется ребенку во всем многообразии (одновременно дети знакомятся с графическим изображением
звуков: красный квадрат – гласный, синий – твердый согласный, зеленый – мягкий согласный). Затем детям предъявляется буква, обозначающая изучаемый звук. Детям демонстрируется образное изображение буквы и веселое стихотворение о ней, затем ее печатное
изображение, что помогает ребенку лучше запомнить букву. Буква представлена разными
изображениями предметов, в названиях которых изучаемый звук (буква) находятся не
только в начале слова, но и в середине, и в конце. Это необходимо для того, чтобы у детей
не сформировалось представление, что звук (буква) могут встречаться только в одном
слове и в одном месте. Главное на этом этапе – научить детей не путать понятия «звук»
(его слышим и произносим) и «буква» (ее видим и пишем).
Знакомство со звуками и буквами русского алфавита начинается с гласных А, О, У,
Ы, Э, потому что они хорошо слышны в начале слова, в середине и конце, что уже на следующем этапе – ознакомления с сонорными согласными – позволяет детям читать слоги,
слова, предложения из пройденных букв.
Одновременно дети знакомятся с условным обозначением гласных звуков – красный квадрат.
На первых занятиях по ознакомлению детей со звуками и буквами предусмотрено
множество заданий на различение звуков и букв, количество таких заданий от занятия к
11

занятию будет уменьшаться. Затем дети знакомятся с сонорными согласными (Л, М, Н, Р),
которые хорошо слышны как в начале, так и в конце слова (стол, шар), в отличие от парных звонких и глухих согласных (дуб, нож). При изолированном произношении согласных надо научить детей произносить не алфавитное название букв, а тот звук, который
они обозначают в слове (лампа – не Ль, а Л, лев –Ль), что будет способствовать хорошему
различению твердых и мягких согласных, а в последующем поможет писать без ошибок.
По мере ознакомления с согласными дети учатся читать слоги с изученными звуками и
буквами и знакомятся с условным обозначением твердых согласных – синий квадрат.
На последующей занятиях дети уже начинают читать слова из знакомых букв (мама, мыло), что делает процесс обучения чтению более осмысленным.
Одновременно начинается работа над ударением, которое объединяет слово в единое целое. Правильно выделенное ударение при чтении позволит детям преодолеть по
слоговое произнесение слов и перейти к чтению целыми словами. Также дети знакомятся
со значком, обозначающим ударение. В дальнейшем определение ударного слога, ударного гласного будет включаться в фонетический разбор слов.
Знакомство со следующей группой гласных (Я, Е, Ё, Ю – йотированные гласные)
вызывает у детей определенные трудности, если вводить существующее правило, которое
говорит о том, что эти буквы обозначают два звука – ЙА, ЙУ, ЙЭ, ЙО. Поэтому детям
(Колесникова Е.В.) представляют йотированные буквы как буквы, придающие мягкость
согласным, после которых они пишутся. При этом в словах звучат гласные звуки А, Э, О,
У, но если согласный перед ним звучит мягко, то пишутся буквы Я, Е, Ё, Ю.
На последующем занятии дети уже читают предложение из трех слов и тут же знакомятся с графическим изображением предложения. Слова обозначаются прямоугольниками, у первого прямоугольника левая сторона чуть выше, что символизирует начало
предложения.
Затем дети знакомятся со звонкими и глухими согласными, что позволяет им хорошо усвоить понятие парности по звонкости - глухости. После этого дети познакомятся с
одиночными согласными Х и Ц, с мягким согласным Й, с разделительной смягчающей
функцией Ь, с разделительной функцией Ъ.
На заключительных занятиях закрепляются полученные знания.
Для лучшего запоминания зрительного образа буквы используются следующие
упражнения: вырезать букву; обвести ее пальчиком по контуру; написать букву по точкам;
закрасить контур буквы; дорисовать элементы так, чтобы получилась буква; написать
букву в клетке; выучить стихотворение про букву.
В программе используются игры и упражнения для совершенствования фонематического слуха: «Подскажи словечко», «Звук потерялся», «Звуки поменялись местами»;
игровые упражнения на закрепление связи звука с буквой «Ну-ка, буква, отзовись»,
«Назови правильно», «Назови букву, которая спряталась»; заучивание стихотворений с
опорой на сюжетный рисунок. Деформированные тексты и путаницы в картинках, поговорки, загадки представляют собой слияние заданий на развитие внимания, памяти, мышления.
Разнообразный по формам материал физкультминуток продолжает словарную и
звуковую тематику, не только развивает общую моторику и снимает напряжение, но и
учит правильно дышать и интонировать, помогает выработке чувства ритма. Для этой цели используются веселые стихи, связанные с темой занятия, требующие от детей выпол12

нения различных движений соответственно тексту (в то же время дети упражняются в
произношении изучаемого звука).
2. Математическое развитие и развитие логики.
Цель: развитие математических представлений детей старшего дошкольного возраста и подготовка к школе.
Задачи:
Образовательные:
- ознакомить с пространственными и временными представлениями;
- ознакомить с разными видами счета (прямой, обратный, количественный, порядковый);
- сложение и вычитание чисел в пределах 10.
Развивающие:
- развивать умение ориентироваться в пространстве, передвигаться в заданном
направлении;
- развивать мышление, память, воображение.
Воспитательные:
- воспитывать любознательность, активность, доброжелательное отношение к
взрослым и сверстникам.
Количество и счет
Цель раздела: развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в
пределах 20, упражнять в составлении и решение простых задач на сложение и вычитание,
закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.
Поставленные цели реализую через следующие игры:
 «Назови следующее, предыдущее число»,
 «Назови соседей числа»,
 «Назови меньше на 1, больше на 1»,
 «Вверх-вниз по числовой лестнице»,
 «Составь и реши задачу».
Таким образом, данные игры помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления.
Геометрические фигуры
В разделе геометрические фигуры закрепляют представления о многоугольниках и
их свойствах, развиваю умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.
Игры, помогающие реализовать задачи раздела:
 «Назови предметы заданной формы»,
 «Что общего и чем различаются фигуры»,
 «Найди предмет такой же формы»,
 «Подбери фигуры по цвету, размеру, форме»,
 «Найди лишнюю фигуру»,
 «Конструктор»,
13

 «Почини одеяло»,
 «Танграм»,
 «Пифагор».
Таким
образом,
проводимая
работа
помогает
закреплять
знание ребенка о геометрических фигурах их свойствах, развивает умение классифицировать
их по отдельным признакам и выполнять логические операции с ними, развивает логическое мышление.
Определение величины
Цель раздела: развивать умение сравнивать массу, объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.
В работе по данному разделу использую игры–эксперименты:

«В каком сосуде больше воды?»,

«Что легче, что тяжелее?»,

«Что тонет, что плавает?»,

«Подбери шарфик для кукол»,

«Короче-длиннее»,

«Подбери мебель для трех медведей».
В играх у детей есть возможность самостоятельно практическим путём сравнивать
массу, объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнить полученные результаты, делать выводы и умозаключения.
Данные игры развивают память, внимание, глазомер совершенствуют мыслительную активность.
Логические задачи
Цель раздела: развитие у детей приёмов мыслительной активности (анализ, синтез,
сравнение, классификация, обобщение).
Используемые пособия (кубики Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера,
различные ребус «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Танграм»,
«Монгольская игра», «Головоломки», «Кубик-рубик», «Пифагор», «Лабиринт», кроссворды, задачи в стихах) развивают у дошкольников самостоятельность, активность, произвольное внимание и логическое мышление.
Все занятия проводятся на основе разработанных конспектов в занимательной игровой форме, что не утомляет маленького ребёнка и способствует лучшему запоминанию
математических понятий. Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, мотивируют
деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями
(анализ, синтез, сравнение, обобщение). Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое.
Занятия проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей. Строятся на основе индивидуального, дифференцированного подхода к детям.
14

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов
Основные формы работы – совместная деятельность, игра, развлечения, образовательная деятельность.
Методические приемы
Используются следующие методы организации образовательного процесса:
1. По признаку получения знаний:
- словесные (беседа, диалог, дискуссия, лекция, чтение, объяснение, рассказ);
- наглядные (методы иллюстрации: показ плакатов, пособий, таблиц, фотографий,
картин, работа по образцу);
- практические (практические работы, исследования и наблюдения, изготовление
поделок).
2. По способам организации деятельности:
- информационные, объяснительно-иллюстративные с использованием различных
источников знаний (книг, журналов, компьютера);
- репродуктивные (изготовление наглядных пособий, оформление выставок, работа
по образцу);
- проблемного изложения материала.
3. По управлению учебно-познавательной деятельностью:
- методы формирования познавательных интересов;
- методы формирования познавательной активности.
4. Методы формирования устойчивой мотивации:
- создания ситуации успеха;
- познавательные игры, конкурсы, викторины, олимпиады, КВНы и др.;
- учебные дискуссии, беседы.
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы
Программа обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех основных
образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей
на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к
другим людям.
Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для
участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;
4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
5) обеспечивает открытость дошкольного образования;
6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

15

Для воспитанников старшей группы (5-6 лет) приоритетной сферой инициативы
является внеситуативно-личностное общение. Педагог осуществляет следующую деятельность по поддержке детской инициативы:
- создаёт положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя
любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече; использовать ласку и тёплое слово для выражения своего отношения к ребёнку;
- уважает индивидуальные вкусы детей, их позитивные привычки;
- поощряет созидание по собственному замыслу; обращает внимание на полезность
будущего продукта для других, доставленную радость окружающим;
- создаёт условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
- помогает детям в решении проблем организации игры;
- привлекает к планированию деятельности детского коллектива на день и более отдалённую перспективу; обсуждает выбор спектакля, танца, игры, упражнения, песни, музыки, постановки и т.д.;
- создаёт условия для самостоятельной творческой и познавательной деятельности
детей по интересам.
Для воспитанников подготовительной к школе группы (6-7 лет) приоритетной
сферой инициативы является научение. Педагог осуществляет следующую деятельность
по поддержке детской инициативы:
- вводит адекватную оценку результата деятельности ребёнка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта;
- спокойно реагирует на неуспех ребёнка и предлагает несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей и т.п.; рассказывает детям о трудностях, которые педагог сам испытал
новому;
- создаёт условия (ситуации), позволяющие ребёнку реализовать свою компетентность, обретя уважение и одобрение со стороны взрослых и сверстников;
- обращается к воспитанникам с просьбой научить его тем индивидуальным достижениям, которые есть у каждого из них;
- создаёт условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
- помогает при необходимости в решении проблем при организации игры;
- привлекает к планированию деятельности детского коллектива на день и более отдалённую перспективу, учитывая и реализуя их пожелания и предложения;
- создаёт условия для самостоятельной творческой и познавательной деятельности
детей по интересам.
2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с
семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
16








единый подход к процессу воспитания ребёнка;
открытость дошкольного учреждения для родителей;
взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
уважение и доброжелательность друг к другу;
дифференцированный подход к каждой семье;
равно ответственность родителей и педагогов.
На сегодняшний день в ДОУ осуществляется интеграция общественного и семейного воспитания дошкольников со следующими категориями родителей:
- с семьями воспитанников;
- с будущими родителями.
Задачи:
1) формирование психолого-педагогических знаний родителей;
2) приобщение родителей к участию в жизни ДОУ;
3) оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;
4) изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.
Система взаимодействия с родителями включает:
 ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;
 ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
 целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
 обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых
занятиях.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка
Главные направления психолого-педагогической работы:
 Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее
создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при
освоении новых знаний и жизненных навыков.
 Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.
 Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.
 Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому,
социально-коммуникативному, познавательному, речевому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
 Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и
продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятель-

17

ности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой
деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.
 Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка
дошкольного возраста.
 Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства
мотивирования ребенка, а также владения правилами безопасного пользования Интернетом, предполагающее создание сетевого взаимодействия педагогов и управленцев, работающих по Программе.
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Организация предметно-развивающей среды по развитию изобразительной деятельности в соответствии с федеральным образовательным стандартом дошкольного образования отвечает следующим требованиям.
Насыщенность
Развивающая среда по организации изобразительной деятельности имеет разнообразие материалов, оборудования и инвентаря. Она обеспечивает творческую активность всех
воспитанников, их эмоциональное благополучие, эстетическое развитие и возможность
самовыражения.
Трансформируемость пространства
Предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации. Все элементы комплекса по изобразительной деятельности могут преобразовываться самыми разными способами. Группа по желанию детей может быть преобразована в «выставочный зал», «галерею», «мастерскую» и т.д.
Полифункциональность материалов
Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной
среды. Например, ширма переоборудована в выставочный стенд для экспозиции творческих работ. Наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов (природного, бросового материала)
Вариативность среды
Наличие различных пространств для реализации изобразительной деятельности. Периодическая сменяемость, обновление предметно-развивающей среды, ее эстетическое и
интеллектуальное насыщение с учетом специфики восприятия ребенком, позволяет решать задачи развития творческой активности детей.
Доступность среды
Среда должна быть организована так, чтобы материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, были либо в поле зрения ребенка, либо доступны, чтобы он мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому, в том числе и
дети с ограниченными возможностями. Вместе с тем очень важно приучать детей все материалы убирать на место: во-первых, потому, что порядок во всем обеспечивает уют и
красоту, радует глаз, создает хорошее настроение, а во-вторых, потому, что они могут понадобиться для занятий другим детям или этому же ребенку. Расходные материалы должны быть эстетичными, целыми, чистыми. Выставочные места должны быть доступны для
обзора детям.
Безопасность
18

Оборудование должно соответствовать возрастным особенностям детей (учет требований антропометрии, психофизиология восприятия цвета, формы, величины). Необходимо обеспечить хранение острых и режущих предметов (карандаши, ножницы) в специально отведенных чехлах, коробках, шкафах. В организации уголка изобразительной деятельности, высота столов и стульев должна соответствовать росту детей, и они должны
быть размещены так, чтобы при работе за ними было левостороннее освещение или, в
крайнем случае, свет падал спереди. Рабочие поверхности столов должны иметь матовое
покрытие светлого тона. Материалы, используемые для облицовки столов и стульев,
должны обладать низкой теплопроводностью, быть стойкими к воздействию теплой воды.
Размер настенной доски составляет 0,75-1,5 метра, высота нижнего края настенной доски
над полом 0,7-0,8 метра.
3.3. Кадровые условия реализации Программы
Педагог дополнительного образования – Замятина Марина Александровна.
Должностные обязанности:
Участие в разработке дополнительной образовательной программы МБДОУ в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды группы через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального
благополучия ребенка в период пребывания в МБДОУ.
Набор воспитанников на обучение по дополнительной образовательной программе.
Осуществление дополнительного образования воспитанников в соответствии со своей образовательной программой, развивать их разнообразную творческую деятельность.
Проведение занятий, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, психологии и гигиены, а также современных информационных технологий.
Осуществление организации, в том числе стимулирование и мотивацию деятельности и общения воспитанников на учебных занятиях.
Консультации воспитанников и их родителей (законных представителей) по вопросам самоопределения.
Проведение текущего контроля и помощи воспитанникам в коррекции деятельности
и поведения на занятиях.
Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в
том числе ограниченными) возможностями здоровья.
Разработка мероприятий по модернизации оснащения учебного помещения (кабинета, лаборатории, мастерской, студии, танцевального залов), формировать его предметнопространственную среду, обеспечивающую освоение образовательной программы.
Участие в проведении родительских собраний, индивидуальных и групповых встреч
(консультаций) с родителями (законными представителями) воспитанников.
Обеспечение в рамках своих полномочий соблюдения прав ребенка, а также прав и
ответственность родителей (законных представителей) за воспитание и развитие своих
детей.
19

Проведение контроля и оценки освоения дополнительных общеобразовательных
программ.
Осуществление анализа и интерпретации результатов педагогического контроля и
оценки.
Выявление творческих способностей воспитанников, развитие и формирование
устойчивых профессиональных интересов и наклонностей.
Выработка четких правил поведения воспитанников в соответствии с Уставом и правилами внутреннего распорядка МБДОУ.
Освоение и применение педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами детей: одаренными детьми,
социально уязвимыми детьми, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми-мигрантами, детьми-сиротами, детьми с особыми образовательными потребностями,
детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми с девиациями поведения,
детьми с зависимостью.
Осуществление надлежащего присмотра за детьми группы в строгом соответствии с
требованиями инструкции по охране жизни и здоровья детей в помещениях и на детских
прогулочных площадках МБДОУ.
Строгое соблюдение установленного в МБДОУ режима дня и расписания образовательной деятельности воспитанников.
Поддержка надлежащего порядка на своем рабочем месте. Бережно и аккуратно использовать имущество детского сада, методическую литературу и пособия.
Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации.
Ежегодное прохождение обучения по навыкам оказания первой помощи пострадавшим, знание порядка действий при возникновении чрезвычайной ситуации и эвакуации.
Выполнение всех требования настоящей должностной инструкции, правил по охране
труда и пожарной безопасности в детском саду.
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики.
В установленном порядке прохождение медицинского осмотра.
Ведение в установленном порядке необходимой документации, сдача отчетности в
утвержденные сроки.
3.4. Материально-техническое обеспечение Программы
Для реализации данной программы необходимо следующее материальное обеспечение:
- светлое помещение с левосторонним освещением;
- столы-парты в количестве 8 штук, подобранные в соответствии с ростом детей;
- детские стулья на каждого ребенка, соответствующие росту детей;
- школьная доска;
- стол и стул для педагога;
- методический шкаф для хранения методических пособий;
- простые карандаши на каждого ребенка;
- цветные карандаши на каждого ребенка;
- рабочие тетради;
20

- тетради в клетку.
Методическое обеспечение
Для обучения собран весь необходимый обучающий материал, как для педагога, так
и для обучающихся, а именно:
- информационная и справочная литература;
- наглядные пособия по темам;
- инструкции по технике безопасности;
- индивидуальный раздаточный материал по каждой теме (схемы, иллюстрации).
Перечень программ и пособий:
1. Волкова С.И. Математические ступеньки: пособие для детей 5-7 лет. – М.: Просвещение, 2016.
2. Колесникова Е.В. Я считаю до десяти. Математика для детей 5-6 лет. – М.: ТЦ
Сфера, 2016.
3. Колесникова Е.В. Я считаю до двадцати. Математика для детей 6-7 лет. – М.: ТЦ
Сфера, 2017.
4. Федосова Н.А. От слова к букве. Пособие для детей 5-7 лет. В 2 ч. Ч. 1. – М.:
Просвещение, 2016.
5. Федосова Н.А. От слова к букве. Пособие для детей 5-7 лет. В 2 ч. Ч. 2. – М.:
Просвещение, 2016.
6. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991.
Перечень литературных источников
1. Бойкина М.В. Готовимся к школе. Перспектива: программа по подготовке к
школе детей 5-7 лет / М.В. Бойкина. – М.: Просвещение, 2021.
2. От звука к букве. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности
дошкольников как предпосылки обучения грамоте / Е.В. Колесникова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
3. Федосова Н.А., Коваленко Е.В., Дядюнова И.А., Плешаков А.А., Волкова С.И. и
др. Программа по подготовке к школе детей 5-7 лет. – М.: Просвещение, 2015.
4. Федосова Н.А., Коваленко Е.В., Дядюнова И.А., Плешаков А.А., Волкова С.И. и
др. Методические рекомендации к программе «Преемственность». Пособие для педагогов.
– М.: Просвещение, 2015.
5. Шевелев К.В. Парциальная общеобразовательная программа дошкольного образования «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» /
К.В. Шевелев. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.

21

Приложение 1
Перспективно-тематическое планирование занятий в старшей группе
Месяц

№
п/п
1

Сентябрь
2
Октябрь

3
4
5
6
7
8

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль
Март

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

Тема раздела «Математическое развитие и развитие логики»
Прямой счёт предметов. Обратный счёт предметов. Использование ориентировочных терминов «между», «за»,
«слева», «справа» и так далее.
Ориентировка на плоскости. Понятия «левее», «правее», «вниз», «вверх» и другие. Сопоставление количества
разных предметов.
Порядковый счёт в направлениях «справа», «слева», «от». Установи закономерность.
Число 1 и цифра 1, величина, логическая задача.
Число 2 и цифра 2, знаки +, =, соотнесение формы предмета с геометрической фигурой, ориентировка на листе.
Числа и цифры 1, 2, 3, соотнесение количества предметов с цифрой, логическая задача.
Числа и цифры 1, 2, 3, 4, соотнесение количества предметов и цифр, величина, круг, логическая задача.
Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5, знаки +, =, независимость числа от величины предметов, сложение числа 5 из двух
меньших, логическая задача.
Число и цифра 6, знаки =, +. Сложение числа из 2-х меньших чисел, понятие «длинный», «короче», «еще короче»
Числа и цифры 4, 5, 6, знаки, =, независимость числа от расположения предметов, квадрат, треугольник.
Числа и цифры 4, 5, 6, установление соответствия между числом, цифрой, количеством предметов.
Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5, 0, знак -, логическая задача, геометрические фигуры.
Числа 0, 4, 5, 6, решение задачи, установление равенства между предметами, знаки -, понятия «слева», «справа»,
«сзади», «спереди».
Число и цифра 7, знаки =, +, порядковый счет, деление квадрата на 2, 4 части.
Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, сложение числа из 2-х меньших, дни недели.
Числа и цифры 1-8, знак -, + логическая задача на установление закономерностей.
Порядковый счет, сложение числа 8 из 2-х меньших чисел, величина, деление предмета на 4 части.
Решение примеров, ориентировка в пространстве, овал, логическая задача на установление закономерностей.
Знаки, геометрические фигуры, порядковый счет, логические задачи.
Числа и цифры 1-9, понятие «высокий», «низкий», дни недели, логические задачи.
Порядковый счет, сравнение смежных чисел, логических задач.
Число 10, знакомство с трапецией, работа в тетради в клетку.
Цифры 1-10, сложение числа 10, трапеция, работа в тетради в клетку.
Решение задачи, соотнесение числа и цифры, знаки +, -, работа в тетради.

25
26
27
28
Апрель

29
30

Май
Месяц
Сентябрь

31
32
33
34
35
№
1
2
3
4

Октябрь

5
6

Ноябрь
Декабрь

7
8
9
10
11
12

Решение задач на сложение и вычитание, порядковый счет, логические задачи.
Решение задач на сложение и вычитание, составление числа из двух меньших, ориентировка в пространстве, круг,
прямоугольник.
Решение задач на сложение и вычитание, логические задачи на анализ и синтез, четырехугольники, шестиугольники.
Решение задач на сложение и вычитание, установление соответствия между цифрой и количеством предметов,
ориентировка во времени.
Решение задач, отгадывание загадок, порядковый счет, дни недели, времена года.
Решение математической загадки, сложение числа 10 из двух меньших, ориентировка на листе, круг, овал, треугольник.
Решение логических задач, геометрические фигуры.
Порядковый счет, решение математических загадок, ориентировка в пространстве.
Порядковый счет, сложение числа 10 из двух меньших, логические задачи, геометрические фигуры.
Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5, 0, знак -, логическая задача, геометрические фигуры.
Проверочная работа.
Тема раздела «Обучение грамоте и письмо»
Введение: Звук и буква, графическое изображение звука в слове, слова (квадрат).
Звук и буква А. Звук А: место звука в слове (нач., сер., конец), словарные слова, графические навыки: узоры,
буква.
Звук и буква У. Звук У: место звука в слове (нач., сер., конец), словарные слова, графические навыки: узоры,
буква.
Звук и буква О. Звук О: место звука в слове (нач., сер., конец), словарные слова, графические навыки: узоры,
буква.
Звук и буква М: место звука в слове, слог-слияние согласной и гласной букв, чтение слогов, слов (мама, мыло, лама), графические навыки, анаграммы.
Звук и буква С: место звука в слове, называние слов с начальных слогов, чтение слогов графические навыки: узоры, печатание буквы и слогов.
Читаем буквы, читаем слоги.
Соединяем буквы, читаем слоги.
Читаем слитно.
Звук и буква Х: место звука в слове, чтение слогов, ударение, называние слов с начальных слогов, чтение слов,
печатание слов, деление слов на слоги.
Звук и буква Р: место звука в слове, графические навыки: чтение и печатание слогов, слов, предложения; деление
23

13
14
15
16
Январь

17
18

Февраль

19
20
21
22
23

Март

24
25
26
27
28
29

Апрель
30
31
32
Май

33
34

слов на слоги
Звук и буква Ш: место буквы в слове, слоговое чтение, чтение текста, слова. Анаграммы.
Звуки С – Ш, буквы С – Ш: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова.
Чтение слогов, предложений.
Звук и буква Ы: место звука в слове (нач., сер., конец), словарные слова, графические навыки: узоры, буква.
Звук и буква Л: место буквы в слове, слоговое чтение (таблица слогов), чтение текста, слова. Звуко-буквенный
анализ слов.
Звуки Л – Р, буквы Л – Р: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова.
Чтение слогов, предложений.
Звуки и буква Н: место буквы в слове, слоговое чтение (таблица слогов), чтение текста, слова. Звуко-буквенный
анализ слов.
Звуки и буква К: место буквы в слове, слоговое чтение (таблица слогов), чтение текста, слова. Звуко-буквенный
анализ слов.
Звуки и буква Т: место буквы в слове, слоговое чтение (таблица слогов), чтение текста, слова. Звуко-буквенный
анализ слов.
Звук и буква И: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (имена, малина Ира), предложение (У Иры лимон). Чтение слогов, предложений.
Звук и буквы И – Ы: сравнительный анализ.
Звуки П, Пь, буква П: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (папа,
Паша, пара), предложение (Паша пил молоко). Чтение слогов, предложений.
Звуки З, Зь, буква З: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (роза,
замок, Зина). Чтение слогов, предложений.
Звуки З – С, буквы З – С: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова.
Чтение слогов, предложений.
Буква Й: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (майка, йод, попугай), предложение (Зайка стал зазнайка). Чтение слогов, предложений.
Звуки Й – И, буквы Й – И: сравнительный анализ, место буквы в слове, словарные слова, графические навыки:
узор, буква, слоги, слова. Чтение слогов, предложений.
Звуки Г, Гь, буква Г: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (игла,
луг, Егор), предложение (Галя и Гена на лугу). Чтение слогов, предложений.
Звуки Г – К, буквы Г – К: сравнительный анализ, место буквы в слове, словарные слова, графические навыки:
узор, буква, слоги, слова. Чтение слогов, предложений.
Проверочная работа.
24

Приложение 2
Перспективно-тематическое планирование занятий в подготовительной группе
Месяц

№
п/п
1

Сентябрь
2

Октябрь

3
4
5
6
7

Ноябрь

8
9
10
11
12

Декабрь

Январь

Февраль

13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

Тема раздела «Математическое развитие и развитие логики»
Прямой счёт предметов. Обратный счёт предметов. Использование ориентировочных терминов «между», «за»,
«слева», «справа» и так далее.
Ориентировка на плоскости. Понятия «левее», «правее», «вниз», «вверх» и другие. Сопоставление количества
разных предметов.
Порядковый счёт в направлениях «справа», «слева», «от». Установи закономерность.
Числа и цифры от 1 до 10. Знаки, математическая загадка, квадрат, прямоугольник.
Знаки =, +, -, математические задачи. Величина: сравнение предметов. Ориентировка на листе бумаги.
Счет по образцу и названному числу, независимость числа от пространственного расположения предметов, геометрические фигуры, ориентировка во времени.
Знаки, =, соотнесение количества предметов с цифрой; состав числа 6 из двух меньших. Геометрические фигуры:
треугольник, трапеция. Логическая задача: дорисовка предметов.
Соотнесение количества предметов с цифрой; математическая загадка.
Установление соответствия между количеством предметов и цифрой, дни недели. Ориентировка в пространстве.
Порядковый счет, счет по названному числу. Логическая задача. Состав числа из двух меньших. Геометрические
фигуры.
Арифметические задачи, величина, ориентировка в пространстве, решение примеров.
Цифры от 1 до 10, число 11, знакомство с понятием «десяток».
Независимость числа от пространственного расположения предметов, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры.
Число 12, выполнение измерений с помощью линейки, определение времени по часам, круг.
Отношение между числами, величина, повторение времен года, месяцев.
Число 13, математическая задача, решение примеров, геометрические фигуры.
Решение примеров, знаки +, -, соответствие между цифрой и количеством предметов, треугольник.
Число 14, логическая задача, дни недели.
Счет по образцу и названному числу, арифметическая задача, прямоугольник.
Число 15, соотнесение количества предметов с цифрой, геометрические фигуры.
Числа от 1 до 15, решение примеров, овал.
Число 16, измерение линейкой, работа с моделью часов.
25

Март

Апрель

23
24
25
26
27
28
29
30
31

Май
Месяц
Сентябрь

32
33
34
35
№
1
2
3

Октябрь

4
5
6
7

Ноябрь

8
9
10

Математическая загадка, знаки +, -. Состав чисел из двух меньших. Знакомство с объемными фигурами.
Число 17, решение примеров, счет по образцу и названному числу, определение времени по часам.
Число 17, рисование символического изображения собачки. Ориентировка на листе бумаги.
Число 18, счет по названному числу, знакомство с объемными фигурами, логическая задача.
Число 18, решение примеров, ориентировка в пространстве, времена года и месяцы.
Число 19, состав числа 10 из двух меньших чисел, сравнение предметов по величине.
Число 19, геометрические фигуры, измерение фигур линейкой.
Решение арифметической задачи, решение примеров.
Соотнесение количества предметов с числом, ориентировка во времени, решение примеров, геометрические фигуры, работа в тетради.
Соответствие между количеством и цифрой. Ориентировка в пространстве. Логическая задача.
Задачи- шутки, решение примеров, математические загадки.
Решение примеров, знаки +, -, соответствие между цифрой и количеством предметов, треугольник.
Проверочная работа.
Тема раздела «Обучение грамоте и письмо»
Введение: Звук и буква, графическое изображение звука в слове, слова (квадрат).
Звук и буква А. Звук А: место звука в слове (нач., сер., конец), словарные слова, графические навыки: узоры,
буква.
Звук и буква У. Звук У: место звука в слове (нач., сер., конец), словарные слова, графические навыки: узоры,
буква.
Звук и буква О. Звук О: место звука в слове (нач., сер., конец), словарные слова, графические навыки: узоры,
буква.
Звук и буква М: место звука в слове, слог-слияние согласной и гласной букв, чтение слогов, слов (мама, мыло, лама), графические навыки, анаграммы.
Звук и буква С: место звука в слове, называние слов с начальных слогов, чтение слогов графические навыки:
узоры, печатание буквы и слогов.
Обучение чтению: слог-слияние согласной и гласной буквой, чтение слогов, слов (сом, мама, сама), графические навыки, анаграммы.
Звук и буква Х: место звука в слове, чтение слогов, ударение, называние слов с начальных слогов, чтение
слов, печатание слов, деление слов на слоги.
Звук и буква Р: место звука в слове, графические навыки: чтение и печатание слогов, слов, предложения; деление
слов на слоги
Буква Ш: место буквы в слове, слоговое чтение, чтение текста, слова. Анаграммы.
26

11
Декабрь

12
13
14
15

Январь

16
17
18

Февраль
19
20
21
22
Март

23
24
25
26

Апрель

27

Звук и буква Ы: место звука в слове (нач., сер., конец), словарные слова, графические навыки: узоры, буква.
Буква Л: место буквы в слове, слоговое чтение (таблица слогов), чтение текста, слова. Звуко - буквенный
анализ слов.
Буква Н: место буквы в слове, слоговое чтение (таблица слогов), чтение текста, слова. Звуко - буквенный анализ
слов.
Буква К: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова, предложение.
Чтение слогов, предложений.
Звуки Т, Ть, буква Т: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (лето,
тигр, Таня). предложение (Тоня ела мандарины). Чтение слогов, предложений.
Буква И: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (имена, малина
Ира), предложение (У Иры лимон). Чтение слогов, предложений.
Звуки П, Пь, буква П: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (папа, Паша, пара), предложение (Паша пил молоко). Чтение слогов, предложений.
Звуки З, Зь, буква З: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (роза,
замок, Зина). Чтение слогов, предложений.
Буква Й: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (майка, йод, попугай), предложение (Зайка стал зазнайка). Чтение слогов, предложений.
Звуки Г, Гь, буква Г: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (игла,
луг, Егор), предложение (Галя и Гена на лугу). Чтение слогов, предложений.
Звуки В, Вь, буквы В: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (ворона, ров, Ваня). Чтение слогов, предложений.
Звуки Д, Дь, буква Д: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (крокодил, один, Дима), предложение (Дина уронила дудку). Чтение слогов, предложений.
Звуки Б, Бь, буква Б, П: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова
(бусы, кабан, Боря). предложение (Боря кормит белку). Чтение слогов, предложения.
Звуки Ж-Ш, буквы Ж-Ш: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова
(ложка, жара, школа, машина), предложение (Сашу ужалила оса). Чтение слогов, предложений.
Буква Е: место буквы в слове, слоговое чтение (таблица слогов), чтение текста, слова. Звуко - буквенный анализ
слов.
Буква Ь: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слова (соль, печенье, ель),
предложение (Льет сильный дождь).
Буква Я: место буквы в слове, слоговое чтение (таблица слогов), чтение текста, слова. Анаграммы. Чтение слов,
предложения.
27

28
29
30
31
Май

32
33
34

Буква Ю: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (юмор, юла,
Юля), предложение (У Юры юла). Чтение слогов, предложения.
Буква Ё: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (моѐ, мѐл,
Алена), предложение (Лѐня мел). Чтение слогов, предложений.
Звуки Ч – Щ, буквы Ч – Щ: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги,
слова (часы, дочка, щука, чаща), предложение (Щенок утащил косточку). Чтение слогов, предложения
Звук и буква Э: место звука в слове (нач., сер., конец), словарные слова, графические навыки: узоры, буква.
Чтение слогов, предложения.
Буква Ц: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (цапля, солнце, певец), предложение (Все птицы важны). Чтение слогов, предложений.
Буква Ъ: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слова (подъезд, съел, объявление), предложение (Дети съехали с горы). Чтение слов, предложений.
Проверочная работа.

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».