Приложение 2 к ОП ДО Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Управление образования Верх-Исетского района Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 7 620109, г. Екатеринбург, ул. Металлургов 8 а, тел. (343) 231-48-82, e-mail: mdou7@eduekb.ru ПРИНЯТ: Педагогическим советом МБДОУ – детский сад № 7 Протокол № 1 от 30.08.2024 г. УТВЕРЖДЕН: Заведующий МБДОУ – детский сад № 7 ______________________С.В. Порядина Приказ № 29-о/м от 30.08.2024 г. Учебный план образовательной деятельности по реализации Образовательной программы дошкольного образования МБДОУ – детский сад № 7 в группах общеразвивающей направленности на 2024-2025 учебный год Екатеринбург, 2024 Пояснительная записка Учебный план образовательной деятельности по реализации Образовательной программы дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детский сад № 7 (далее – МБДОУ) в группах общеразвивающей направленности на 2025-2025 учебный год (далее – учебный план) является нормативно-правовым документом, устанавливающим перечень образовательных областей и объем учебного времени, отводимого на проведение непрерывной образовательной деятельности (далее – НОД), при этом данное распределение не является жестко регламентированным и предусматривает возможность варьирования и интеграции с учетом интересов детей. Учебный план образовательной деятельности разработан на основании следующих документов: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; Федеральная образовательная программа дошкольного образования (приказ Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028); Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ – детский сад № 7 в группах общеразвивающей направленности на 2023-2029 учебные годы; Устав МБДОУ – детский сад № 7. Концептуальные основания (принципы) формирования учебного плана: Содержание Учебного плана разработано в соответствии со следующими принципами: принципом научной обоснованности и практической применимости (содержание учебного плана соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики); критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»); принципом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей, интеграции содержания и видов деятельности; принципом комплексно-тематического построения образовательного процесса; решением программных образовательных задач в НОД и совместной деятельности взрослого и детей и построением образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми; принцип культуросообразности образования. Учебный план составляется ежегодно при участии педагогических работников с учетом мнения Совета родителей МБДОУ, принимается на заседании Педагогического совета, утверждается приказом заведующего. На 01.09.2024 г. в МБДОУ функционируют 10 групп общеразвивающей направленности: • группа раннего возраста (от 1,5 до 2 лет) – 1, • группа раннего возраста (от 2 до 3 лет) – 3, • младшая группа (от 3 до 4 лет) – 2, • средняя группа (от 4 до 5 лет) – 2, • старшая группа (от 5 до 6 лет) – 1, • подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет) – 1. Детский сад работает в режиме пятидневной рабочей недели, обеспечивая 10,5-часовое пребывание воспитанников. Целью разработки учебного плана МБДОУ является предупреждение перегрузки физического, интеллектуального и эмоционального состояния воспитанников, посредством регулирования объема образовательной нагрузки при проведении занятий. Содержание образовательной программы дошкольного образования МБДОУ обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей. Образовательная программа направлена на создание условий для развития детей дошкольного возраста, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности и обеспечивает развитие ребенка по пяти направлениям: - социально-коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно-эстетическое развитие; - физическое развитие. Организация жизни и деятельности детей осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей. Решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей осуществляется как в виде непрерывной образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.) Непрерывная образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, конструирования, музыкальной, самообслуживания и элементарного бытового труда, восприятия художественной литературы и фольклора) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы. В учебном плане устанавливается соотношение между обязательной частью и частью, формируемой участниками образовательных отношений. Выполнение обязательной части образовательной программы дошкольного образования в группах для детей дошкольного возраста составляет не менее 60% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, не превышает 40%. Образовательную деятельность в группе осуществляют: воспитатели группы, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед. Содержание обязательной части Программы определяется Федеральной образовательной программой дошкольного образования. Содержание части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, разработано по парциальным программам: – Парциальной образовательной программе дошкольного образования «СамоЦвет»: дошкольный возраст / О.А. Трофимова, О.В. Толстикова, Н.В. Дягилева, О.В. Закревская (Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019); – Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». Каплунова И., Новоскольцева И. (Невская нота, 2010). Организация образовательного процесса Распределение времени для занятий с 02.09.2024 г. по 31.05.2025 г. – 38 недель. В зимний период с 01.01.2025 г. по 08.01.2025 г. – праздничные выходные. В летний период с 01.06.2025 г. по 31.08.2025 г. образовательная деятельность осуществляется в различных формах работы с детьми, не предусматривающих организацию занятий. Содержание образовательной деятельности в летний период времени зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами ОП ДО и реализуется в различных видах деятельности детей, а также в ходе режимных моментов. Содержание образовательной деятельности в летний период времени носит воспитательную, художественноэстетическую и спортивно-оздоровительную направленность. В данный период увеличивается продолжительность прогулки. Кроме традиционных выходных дней субботы, воскресенья, в 2024-2025 учебном году установлены следующие даты выходных праздничных дней – нерабочие праздничные дни в РФ (ст. 112 ТК РФ): 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января – новогодние каникулы; 7 января – Рождество Христово; 23 февраля – День защитника Отечества; 8 марта – Международный женский день; 1 мая – Праздник Весны и Труда; 9 мая – День Победы; 12 июня – День России; 4 ноября – День народного единства. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки Количество и продолжительность непрерывной образовательной деятельности устанавливается нормами СанПиН 1.2.3685-21: – для детей от 1,5-а до 2-х лет – не более 10 минут; – для детей от 2-х до 3-х лет – не более 10 минут; – для детей от 3-х до 4-х лет – не более 15 минут; – для детей от 4-х до 5-ти лет – не более 20 минут; – для детей от 5-ти до 6-ти лет – не более 25 минут; – для детей от 6-ти до 7-ми лет – не более 30 минут. Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки в группах раннего возраста не превышает 20 минут, младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, в старшей – 50 минут или 75 минут при организации 1 занятия после дневного сна, в подготовительной – 90 минут. Перерыв во время занятий для гимнастики – не менее 2 минут. Перерывы между занятиями – не менее 10 минут. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организовывают в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия, ритмику и т.п. В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности. Домашние задания воспитанникам дошкольной образовательной организации не задают. Чтение художественной литературы организуется ежедневно. Время для чтения определено в распорядке дня. Продолжительность чтения: 15–20 минут – младший возраст, 20–25 минут – старший возраст. Занятия по физическому развитию основной образовательной программы для детей в возрасте от 1,5 до 7 лет организуются не менее 3 раз в неделю. Один раз в неделю для детей 5-7 лет следует круглогодично организовывать занятия по физическому развитию детей на открытом воздухе. Их проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям. В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию рекомендуется организовывать на открытом воздухе. Количество НОД в неделю согласно Образовательной программе дошкольного образования МБДОУ – детский сад № 7 составляет: Для детей 2-го года жизни – 10; Для детей 3-го года жизни – 10; Для детей 4-го года жизни – 10; Для детей 5-го года жизни – 10; Для детей 6-го года жизни – 14; Для детей 7-го года жизни – 14. Недельная образовательная нагрузка составляет: Для детей 2-го года жизни – 100 минут; Для детей 3-го года жизни – 100 минут; Для детей 4-го года жизни – 150 минут; Для детей 5-го года жизни – 200 минут; Для детей 6-го года жизни – 350 минут; Для детей 7-го года жизни – 420 минут. Содержание коррекционной работы направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении программы. С целью осуществления коррекционной работы в МБДОУ функционирует логопункт, коррекционно-развивающая работа осуществляется учителем-логопедом. Психолого-педагогическую поддержку осуществляет педагог-психолог. Занятия учителя-логопеда и педагога-психолога не входят в учебный план, проводятся малыми подгруппами (2-3 воспитанника) или индивидуально и выводятся за пределы учебного плана. Количество занятий и состав групп на логопункте определяется Распоряжением Министерства просвещения РФ от 06 августа 2020 г. № Р-75 «Об утверждении примерного положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность». Коррекционные занятия, проводимые учителем-логопедом, являются вариативными по отношению к занятиям по развитию речи в общеобразовательном процессе (для детей, зачисленных на логопункт). Такая вариативность обеспечивает исключение превышения предельно допустимой нормы нагрузки на ребенка. План образовательной деятельности по реализации Образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности Обязательная часть (60%) Образовательная область Познавательное развитие Вид образовательной деятельности Формирование элементарных математических представлений Природа Окружающий мир Финансовая грамотность Всего в неделю: Речевое развитие Развитие речи Подготовка к обучению грамоте Всего в неделю: Художественноэстетическое развитие Музыка Конструирование Рисование Лепка Аппликация Театрализация Всего в неделю: Физическое развитие Физическая культура (в помещении) Физическая культура (на открытом воздухе) Группа раннего возраста (с 1,5 до 2 лет) Объем в неделю (количество/продолжительность,) Группа раннего Младшая группа Средняя группа Старшая группа возраста (с 3 до 4 лет) (с 4 до 5 лет) (с 5 до 6 лет) (с 2 до 3 лет) Подготовительная группа (с 6 до 7 лет) * 1 / 10 минут 1 / 15 минут 1 / 20 минут 2 / 50 минут 2 / 60 минут 1 / 10 минут 1 / 10 минут 1 / 10 минут 1 / 10 минут 0,5 / 7,5 минут 0,5 / 7,5 минут 0,5 / 10 минут 0,5 / 10 минут 0,5 / 12,5 минут 0,5 / 12,5 минут 0,5 / 15 минут 0,5 / 15 минут * * * * 1 / 25 минут 1 / 30 минут 2 / 20 минут 3 / 30 минут 2 / 30 минут 2 / 40 минут 4 / 100 минут 4 / 120 минут 1 / 10 минут 1 / 10 минут 1 / 15 минут 1 / 20 минут 1 / 25 минут 1 / 30 минут * * * * 1 / 25 минут 1 / 30 минут 1 / 10 минут 1 / 10 минут 1 / 15 минут 1 / 20 минут 2 / 50 минут 2 / 60 минут 2 / 20 минут 1 / 10 минут 1 / 10 минут 1 / 10 минут * * 2 / 20 минут 0,5 / 5 минут 1 / 10 минут 0,5 / 5 минут * * 2 / 30 минут 0,5 / 7,5 минут 1 / 15 минут 0,5 / 7,5 минут 0,5 / 7,5 минут 0,5 / 7,5 минут 2 / 40 минут 0,5 / 10 минут 1 / 20 минут 0,5 / 10 минут 0,5 / 10 минут 0,5 / 10 минут 2 / 50 минут 0,5 / 12,5 минут 1 / 25 минут 0,5 / 12,5 минут 0,5 / 12,5 минут 0,5 / 12,5 минут 2 / 60 минут 0,5 / 15 минут 1 / 30 минут 0,5 / 15 минут 0,5 / 15 минут 0,5 / 15 минут 5 / 50 минут 4 / 40 минут 5 / 75 минут 5 / 100 минут 5 / 125 минут 5 / 150 минут 2 / 20 минут 2 / 20 минут 2 / 30 минут 2 / 40 минут 2 / 50 минут 2 / 60 минут * * * * 1 / 25 минут 1 / 30 минут Всего в неделю: Социальнокоммуникативное развитие 2 / 20 минут 2 / 20 минут Социализация, развитие общения, нравственное воспитание Ребенок в семье и сообществе Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание Формирование основ безопасности 2 / 30 минут 2 / 40 минут 3 / 75 минут Ежедневно в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности Воспитательная и образовательная деятельность в ходе режимных моментов Чтение художественной литературы Игровая деятельность Общение при проведении режимных моментов Дежурства (ситуативная помощь) Прогулки Образовательное событие Проектная деятельность Детская академия изобретательства Ежедневно * По плану работы педагога * Самостоятельная деятельность детей Воспитательная и образовательная деятельность в ходе режимных моментов Свободная игра Познавательноисследовательская деятельность Самостоятельная Ежедневно 3 / 90 минут деятельность детей в центрах активности Оздоровительная работа Образовательная деятельность в ходе режимных моментов Утренняя гимнастика Комплекс закаливающих процедур Гигиенические процедуры 10 мин. Ежедневно Часть, формируемая участниками образовательных отношений (40 %) Образовательная деятельность в ходе режимных моментов ПОП «СамоЦвет» ПОП «Ладушки» Реализуется посредством интеграции в НОД и совместную деятельность воспитателя и детей ежедневно, в том числе в ОД, в ходе режимных моментов. Интегрируется со всеми образовательными областями Итого по учебному плану: Количество видов образовательной деятельности Всего на непрерывную образовательную деятельность по обязательной части 10 10 10 10 14 14 100 минут 100 минут 150 минут 200 минут 350 минут 420 минут